ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
07.05.2025
«Организация
самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
способствует развитию таких качеств личности, как инициативность,
самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на
музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности
детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные центры», куда помещаются
детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Важной
ролью воспитателя в развитии
самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных
ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие
способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное
оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания
музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие
положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в
пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к
музыке и музыкальной деятельности в целом.
Рассмотрим
различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень
любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других
инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на
занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество.
Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они
обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают
приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно
наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети
учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами
организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их
договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной
самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие
дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может
иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности
(исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и
т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие
их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан»
М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю -
баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры,
организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает
формировать у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать),
может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка
и помогает ему организовать коллективную игру.
3. Музыкально - дидактические игры, используемые в
самостоятельной музыкальной деятельности, развивают у ребят способность к
восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото»,
«Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови
песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и
побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях
воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических
произведений. Например, на утренней
гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может
использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе,
галопе «Смелый наездник» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов»
Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега
врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая
прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева,
марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать
музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и
другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных
занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное
упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки
- туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время
ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от
музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру
музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес
для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М.
Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения
с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более
подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности,
придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать
фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония»
И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)
Таким образом, роль воспитателя в
развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что
он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах
муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на
музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их
инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником
детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие
моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности
дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке
это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы,
склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не
односторонние ли их интересы.
В более раннем возрасте воспитателю лучше применять
метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно
усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать
объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным
поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются
при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой
интонации.
Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по
прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок
научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также
действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному
желанию петь, танцевать.
Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов
и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и
ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним
из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков,
умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.
Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в
совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной
инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.05.2025
Дата публикации: 07.05.2025