муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 «Василёк»
624019 Свердловская область, Сысертский район, п.Бобровский, ул. Чернавских 4-а
тел.8(34374)32591, e-mail. mdou2909(fl)mail.ru
ПРИНЯТО
Педагогическим советом №2
МАДОУ №29 «Василёк»
«25» ноября 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Фантазеры»
возраст обучающихся: 5-8 лет, срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Лютина С.В.
старший воспитатель ВКК
п. Бобровский - 2021г.
Содержание
1.
Ц елевой раздел
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи реализации программы
5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
9
1.4. Приемы и методы:
9
1.5. Целевые ориентиры
10
2.
10
Содержательный раздел
2.1. Художественно-эстетическое развитие
10
2.2. Возрастные особенности детей, содержание психолого-
11
педагогической работы
2.3. Интеграция изобразительной деятельности с образовательными
13
областями
2.4. Учебно-тематический план 1 год обучения
13
2.5. Содержание программы 1 год обучения
14
2.6. Учебно-тематический план 2 год обучения
17
2.7. Содержание программы 2 год обучения
20
2.8. Система мониторинга достижения детьми, планируемых результатов
21
освоения программы
3.
Организационный раздел.
23
3.1. Условия реализации программы. Материально - техническое обеспечение.
23
3.2. Формы, методы контроля результативности обучения
23
3.3. Методическое обеспечение
24
3.4.
Дидактические материалы.
25
Литература
26
Приложения
27
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей
дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой
художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная
деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает
способности к изобразительному творчеству. Рабочая программа разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. No 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. No 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. No 196»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09. г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. No 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. No ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
• Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. No 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
• Постановление Администрации Сысертского городского округа от 18.04.2019
No720 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном
образовании в Сысертском городском округе;
• Приказ Государственного автономного нетипового образовательного учреждения
Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021 г. No 136-д «О
проведении сертификации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021
году» (вместе с Требованиями к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного
3
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021
г°ду);
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;
Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №29 «Василёк» (далее МАДОУ № 29 «Василёк»)
• Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования от 17.10.2013, приказ №1155;
• Основная общеобразовательная программа МАДОУ № 29 «Василёк».
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего
обучения, психологических особенностей дошкольников.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования
относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей
и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы
всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество - специфическая детская активность, направленная на
эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее
доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического
отношения маленького ребенка - непосредственность заинтересованного оценивающего
«Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия,
мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество
оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности.
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он
может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству
уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.
Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь
ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать
личностью. Творческая личность - это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и
творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
•
•
•
•
4
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет
плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно
- творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от
грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает
радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное
состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в
рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет
развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников
является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне
конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно
профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы
получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы
выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой
опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и
зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения
нетрадиционных приемов изо - деятельности в работе с дошкольниками для развития
воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как
взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
Отличительные особенности и новизна программы:
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке,
аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование —
наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование, и лепка имеют большое
значение для обучения и воспитания детей
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель программы - развивать коммуникативные, интеллектуальные
и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования,
формирование всех психических процессов, развитие художественно - творческих
способностей и положительно - эмоционального восприятия окружающего мира.
Формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим
ценностям, формирование умения внимательно вглядываться в жизнь, накапливать опыт
понимания красоты.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного
искусства.
5
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в
изложении собственных замыслов.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми
овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к
излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать
художественные способности детей.
6. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с
использованием различных изобразительных материалов.
7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания
цветов.
8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя
выразительными деталями.
9. Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
10. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность
и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию
содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе,
- воспитывать стремление к совершенствованию и гармонии,
- воспитывать способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами
рукотворной красоты, высшими духовными ценностями, проникать в их глубь, в
суть,
- воспитывать интерес к занятию, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие и воображение, творческую активность,
- вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в
рисунке,
-дополнять создаваемый образ интересными деталями,
- развивать навыки экспериментирования.
Образовательные:
-формировать у детей творческие способности посредством использования
нетрадиционных техник рисования,
- учить детей наблюдать и проводить экспериментирование при использовании
различных техник рисования, делать выводы.
- учить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Задачи на 1-й год обучения
✓ Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной
характеристики.
✓ Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
✓ Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
✓ Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия
(красный, желтый, синий цвета и их смеси).
6
✓
✓
✓
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части,
делать налепы, заглаживать поверхность).
✓ Умение отличать технику исполнения.
Задачи на 2 -ой год обучения
✓ Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой),
привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
✓ Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание
темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
✓ Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
✓ Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной
характеристики.
✓ Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
✓ Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
✓ Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
✓ Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом
сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
✓ Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия,
композиция.
✓ Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и
сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный
диалог, рассуждения и т.д.
✓ Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление
выставок.
✓ Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание
темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
✓ Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
✓ Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
✓ Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
✓ Решение художественно-творческих задач на сочетание различных приемов
аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительного образа.
✓ Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом
сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
✓ Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части,
делать налепы, заглаживать поверхность).
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует научной «Концепции дошкольного
воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности
дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного
отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование
духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в
обучении.
7
При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного
дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране
жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию
(обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой
деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в
дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Программа
основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на
научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение
«ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как
два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит
необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом,
развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности
воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные
содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет
недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование
рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой
культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного
материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень
используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной,
так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом
этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С.
Карпинская).
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Н а ц е л е н н о с т ь н а д а л ь н е й ш е е о б р а з о в а н и е : Программа нацелена на развитие в
детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной
мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем
людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к
одной из ведущих жизненных ценностей.
Н а п р а в л е н н о с т ь н а с о х р а н е н и е и у к р е п л е н и е з д о р о в ь я д е т е й . Одной из главных
задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и
укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом
образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому
питанию, потребности в двигательной активности.
Н а п р а в л е н н о с т ь н а у ч е т и н д и в и д у а л ь н ы х о с о б е н н о с т е й р е б е н к а Программа
направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что
достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей (проявление уважения к
его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства
собственного достоинства и т. д.).
8
1.4. Приемы и методы:
• Эмоциональный настрой - использование музыкальных произведений.
• Практические - упражнения, игр методы.
• Словесные методы - рассказы, беседы, художественное слово.
педагогическая драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение,
педагогическая оценка.
• Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца. Показ
способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает
полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию
координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограниченны
в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в
сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия
кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы
и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к
процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога
и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те
же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль
источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором
будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей
оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание
придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными
материалами: камнями, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети
вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются
во всех типах коммуникативных высказываний.
О с н о в н ы е п р а ви л а :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Использование приема транслирования информации.
Отбор тематического содержания.
Главный герой рисования - ребенок.
Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
Педагог создает схематические изображения.
Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством
изобразительных действий.
В ся д е я т е л ь н о с т ь с т р о и т с я п о к о м м у н и к а т и в н о м у п ри н ц и п у:
Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
1.
С т рукт ура:
Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и
обсуждением создания сюжета рисунка (не более 10 минут).
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
1.
9
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
5. Словесные игры, игры - драматизации.
1.5. Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не
позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных
образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития:
эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые
картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм,
форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то,
что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.
У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего
обучения изобразительному искусству в школе.
Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые,
комплексные, экскурсии, коллективные работы. Итоги реализации данной программы
подводятся в форме выставки детских работ.
Адресат программы воспитанники ДОО. Возраст детей: 5-8 лет
лет.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Художественно-эстетическое развитие
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое
развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; —
формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей
действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных
произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры
личности происходит в процессе художественно- эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность - деятельность, возникающая у ребенка под
влиянием литературного, музыкального произведения или произведения
изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как
«восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального
постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает
художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим
личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие
эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ»
10
происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности
дошкольника. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно
модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными
возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь
танцевать, конструировать, рисовать.
2.2. Возрастные особенности детей, содержание психолого-педагогической работы.
Старший дошкольный возраст (5-8 лет). Постепенно дети приобретают
способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об
оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно
красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того
(произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с
помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те
произведения искусства, в которых переданным понятные им чувства и отношения,
различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления
становятся более осознанными и направленными, образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми. В продуктивной деятельности дети
также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Старший дошкольный возраст (6-8 лет). В продуктивной деятельности дети знают,
что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая
препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится
опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество
деталей.
Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети
способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному
замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их
архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных
направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений
из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной области является овладение композицией.
2.3. Интеграция изобразительной деятельности с образовательными областями.
Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию
личности ребенка: наряду с обучением различным видам изобразительной деятельности,
предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника,
развитию способностей творческих, художественных, интеллектуальных, физических,
познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают
успешность овладения дошкольниками основ изобразительного искусства. Программа
составлена с учетом интеграции образовательных областей:
-«Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и
детьми об искусстве; развитие игровой деятельности; практическое овладение
воспитанниками нормами речи; формирование первичных представлений о себе, своих
11
чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и изобразительного
искусства.
-«Познавательное развитие»: Для занятий по изо - деятельности подбираются сюжеты
близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их,
применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях
природы, о жизни людей, о жизни животных.
-«Речевое развитие»: в совместной деятельности используется прием комментированного
рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный
разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование
художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия,
дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного
словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
• «Физическое развитие»: Использование физминуток, пальчиковой гимнастики,
работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
• «Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных
видов деятельности для обогащения содержания области изобразительного
искусства.
12
2.4. Учебно-тематический план. Первый год обучения 5 -6 лет. (2 часа в неделю)
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
Наименование
разделов и тем
Введение в
программу
Знакомство с
программой.
Смысл рисования
Живопись
Цветоведение.
Цветовые оттенки
основных цветов
Королева Кисточка и
волшебные
превращения красок
Праздник тёплых и
холодных цветов
Твоё настроение
Хоровод лесных
растений
Рисунок
Волшебная линия
Количество часов
теория
практика
1
3
всего
4
1
1
2
5
1
2
11
1
2
16
2
1
3
4
Наблюдение
1
3
4
Наблюдение
1
1
1
3
2
4
Наблюдение
Наблюдение.
Выставка
5
1
13
3
18
4
1
1
2
Устный опрос
и наблюдение
Наблюдение
1
3
4
Наблюдение
1
3
4
Наблюдение
1
3
4
Наблюдение
7
15
22
1
1
2
Устный опрос
и наблюдение
1
1
2
Наблюдение
1
3
4
Устный опрос
и наблюдение
Устный опрос
и наблюдение
Наблюдение
4.3.
Композиция.
Выделение
композиционного
центра
Создаём красивые
узоры из точек
Пятно. Удивительные
узоры на крыльях у
бабочек
Форма. Мои любимые
игрушки
Декоративно е
рисование
Мир полон
украшений. Как
мазками нарисовать
простые по форме
цветы
На солнечной опушке.
Рисуем солнце,
солнечные лучи
Декоративные узоры
4.4.
Орнамент
1
3
4
4.5.
Сказочная рыбка
1
1
2
3.3.
3.4.
3.5.
4.
4.1.
4.2.
Формы
контроля
Устный опрос
и наблюдение
Наблюдение
Устный опрос
и наблюдение
13
4.6.
4.7.
5.
5.1.
5.2.
6.
Птицы - наши друзья.
Учимся рисовать
птиц.
Весёлый зоопарк.
Учимся рисовать
животных
Выразительные
средства
графических
материалов
Цветные карандаши.
Цвет радости и цвет
печали
Пастель. Занятие фантазия.
Удивительная страна
Занятие любования.
Итоговое занятие
Итого
1
3
4
Наблюдение
1
3
4
Наблюдение
2
6
8
1
3
4
Устный опрос
и наблюдение
1
3
4
Наблюдение
1
3
4
Выставка.
Тестовые
задания
21
51
72
2.5. Содержание программы (ознакомительный уровень). Первый год обучения (2
часа в неделю) 5-6 лет
Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Особенности первого года обучения. Знакомство с учебным
планом первого года обучения. Знакомство с правилами безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в
ДТО. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Рисование простых предметов.
Раздел 2. Живопись
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Особенности акварели: прозрачность, «нежность».
Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой
и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью
(снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных
красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Знакомство с историей возникновения кисти.
Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие.
Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при
разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные
краски на службе у Королевы Кисточки (красная,
14
синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Знакомство с богатой красочной палитрой на примере
природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на
тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания).
Особенности холодных цветов (чувство прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод - тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка»,
«Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4. Твоё настроение.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания.
Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в
результате добавления белой краски (нежность,
лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета
(тяжесть, тревожность, загадочность).
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Рисуем дождь.
Тема 2.5. Хоровод лесных растений
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Работа с акварелью, гуашью.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом,
фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми
мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Линии - начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый,
спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Композиция
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Понятие «композиция». Выделение композиционного центра.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Рисование предметов природного мира.
Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Точка - «подружка» линии. Способы получения точки на
бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер
точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника
пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы
в технике пуантелизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и
карандаши).
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я : Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
Тема 3.4. Пятно.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость
пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке.
Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный
15
инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества
точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с
помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
Тема 3.5 Форма.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами
форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые
игрушки».
Раздел 4. Декоративное рисование
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Мир полон украшений
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Рисование простых цветов.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок»,
«Образ из пятна».
Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности
художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное
мышление, двухмерность изображения.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное
солнце».
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные
возможности и многообразие узоров.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий с использованием необычных для рисования
предметов - ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки»,
«Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Орнамент - повторение рисунка через определённый интервал.
Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо
превращения (растительные и геометрические орнаменты).
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы»,
«Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная рыбка
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Сказка - любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный
характер сказочных героев.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая
сказка».
Тема 4.6. Птицы.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Птицы - наши друзья. Учимся рисовать птиц.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте»,
«Сказочная птица».
Тема 4.7. Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Умение рисовать животных различными способами.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Посещение контактного зоопарка. Рисование, лепка животных
16
Раздел 5. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы,
создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные,
простые и загадочные.
Тема 5.1. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Техника работы цветными карандашами. Создание
многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень»,
«Разноцветные ёжики».
Тема 5.2. Пастель. Занятие - фантазия. Удивительная страна
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Художественная возможность пастели. Различные приемы
работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на
шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с
эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный
герой».
Раздел 6. Урок любования. Итоговое занятие
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Подведение итогов учебного года.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Тестирование для проверки теоретических знаний
обучающихся. (Оценочные средства. Приложение 1). Просмотр учебных работ и
творческих заданий за учебный год.
2.6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Второй год обучения 6 -8 лет (2 часа в
неделю).
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
Наименование разделов и
тем
Основы художественной
грамоты
Свойства живописных
материалов, приёмы
работы с ними: акварель,
гуашь.
Цвет в окружающей среде
Основные и
дополнительные цвета.
Основные сочетания в
природе
Холодные цвета. Стихия вода. Акварель. Рисование
по методу ассоциаций.
Теплые цвета. Стихия огонь. Акварель. Рисование
по методу ассоциаций.
Зарисовки растений с
натуры.
Основы рисунка. Роль
рисунка в творческой
деятельности.
Количество часов
теория
практика
всего
6
36
42
Формы контроля
Устный опрос и
наблюдение
Устный опрос и
наблюдение
1
1
2
1
1
2
Устный опрос и
наблюдение
2
2
Наблюдение
2
2
Наблюдение.
Выставка
-
2
2
1
1
2
Устный опрос и
наблюдение
Устный опрос и
наблюдение
17
1.4
1.5.
1.6.
2.
2.1.
Упражнения на
выполнение линий разного
характера.
Художественный язык
рисунка: линия, штрих,
пятно, точка. Пластика
линий. Изобразительные
свойства карандаша.
Природная форма - лист.
Тоновая растяжка цвета,
акварель
«Дворец Снежной
королевы». Ритм
геометрических форм.
Холодная цветовая гамма.
Гуашь
Портрет Снегурочки.
Гармония теплых и
холодных цветов. Гуашь.
Пропорция человеческого
тела
Основы живописи. Цвет язык живописи
Рисование с натуры
несложных по форме и
цвету предметов
Рисование с натуры
пейзажа с фигурами людей
Рисование с натуры
животных.
Основы композиции.
Понятия «ритм»,
«симметрия»,
«асимметрия»,
«уравновешенная
композиция»
Композиция с фигурами в
движении
Пропорция человеческой
фигуры
Иллюстрирование
литературных
произведений. Свободный
выбор тем и материалов
для исполнения
Графика
Художественные
материалы. Свойства
графических материалов:
2
2
Наблюдение
2
2
Наблюдение.
Выставка
2
2
Устный опрос и
наблюдение
2
2
Наблюдение
1
2
2
2
Устный опрос и
наблюдение
Наблюдение.
Выставка
-
2
2
Наблюдение
-
2
2
Наблюдение
1
1
2
Устный опрос и
наблюдение
-
2
2
-
2
2
Наблюдение.
Выставка
Наблюдение
1
7
8
Устный опрос и
наблюдение
6
14
20
1
1
2
Устный опрос и
наблюдение
Устный опрос и
наблюдение
1
18
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
4.
5.
карандаш, перо - ручка,
тушь, воск, мелки и
приёмы работы с ними
Рисунок как основа
графики. Упражнения на
выполнение линий разного
характера
«Осенние листья» композиция и
использование живых
листьев в качестве матриц.
«Живая» линия - тушь,
перо.
Натюрморт - набросочный
характер рисунков с
разных положений,
положение предметов в
пространстве.
Свет, тень, полутень, блик,
силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия
1
1
2
Устный опрос и
наблюдение
2
2
Наблюдение.
Выставка
1
1
2
Устный опрос и
наблюдение
-
2
2
Наблюдение
1
1
2
Творческие композиции с
применением приёмов
монотипии
Гравюра на картоне.
«Салют»
Прикладная графика. Связь
с рисунком, композицией,
живописью
Открытка - поздравление.
Использование
аппликации, орнаментики.
Шрифт. Творческая работа
Творческая
аттестационная работа.
Свободный выбор
техники и материалов.
Выставки, рисование на
воздухе.
Итоговое занятие
1
1
2
Устный опрос и
наблюдение
Наблюдение
1
1
2
Наблюдение
1
1
2
Устный опрос и
наблюдение
2
2
Наблюдение
2
2
Наблюдение
6
6
Выставка
Итого
13
-
Тестовые
задания.
Выставка
65
72
19
2.7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (базовый уровень). Второй год обучения (2 часа
в неделю) 6-8 лет
Раздел 1. Основы художественной грамоты.
Тема 1.1. Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с
планом работы. Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка. Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём.
Организация пространственной среды.
Карандаш, бумага.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Инструктаж по технике безопасности и правилам
поведения в ДТО. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии
красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
Тема 1.2. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные
сочетания в природе.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Холодные цвета. Стихия - вода. Теплые цвета. Стихия - огонь.
Акварель.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Рисование по методу ассоциаций. Зарисовки растений с натуры.
«Осенние листья».
Тема 1.3. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка.
Природная форма - лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. Натюрморт. Основные и
дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. Ритм геометрических форм.
Холодная цветовая гамма. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Изобразительные
свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный
материал.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Упражнения на выполнение линий разного характера. Портрет
Снегурочки. «Дворец Снежной королевы». «Цветы весны».
Тема 1.4. Основы живописи. Цвет - язык живописи.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов,
пейзажа с фигурами людей, животных. Пропорция человеческого тела.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Рисунок «Прогулка по осеннему саду».
Тема 1.5. Основы композиции.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих
тематических композиций.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой
фигуры.
Тема 1.6. Иллюстрирование литературных произведений.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Взаимосвязь литературной основы произведения искусства и
особенности его переложения на язык изобразительного творчества. Книжное
иллюстрирование, как визуальное отражение главной идеи литературного произведения.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
Раздел 2. Графика
Тема 2.1. Художественные материалы.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Свойства графических материалов: карандаш, перо - ручка,
тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо.
Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые,
исчезающие.
Тема 2.2. Рисунок как основа графики.
20
Упражнения на выполнение линий разного характера.
Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : «Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в
качестве матриц. «Живая» линия - тушь, перо.
Тема 2.3. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Художественные термины и понятия. Свет и тень - падающая,
собственная. Натюрморт - набросочный характер рисунков с разных положений,
положение предметов в пространстве.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Постановочный натюрморт.
Тема 2.4. Монотипия.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Творческие композиции с применением приёмов монотипии.
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди силуэты. Цвет как выразитель настроения.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я : Монотипия «Город».
Тема 2.5. Гравюра на картоне.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Гравюра на картоне. Беседа истории возникновения салюта с
использованием иллюстративного материала.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : «Салют».
Тема 2.6. Прикладная графика.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком,
композицией, живописью. Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих.
Выделение главного. Открытка - поздравление. Использование аппликации, орнаментики.
Шрифт.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я : Создание открытки - поздравления.
Раздел 3. Творческая работа
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и
материалов.
Раздел 4. Выставки, рисование на воздухе.
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Коллективная выставка по различным направлениям живописи.
Пленэры.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Рисование на воздухе, пейзажи.
Раздел 5. Итоговое занятие
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Подведение итогов учебного года.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я : Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
(Оценочные средства. Приложение 2). Просмотр учебных работ и творческих заданий за
учебный год.
2.8. Система мониторинга достижения детьми, планируемые результаты
реализации программы
Т еорет и чески е сведен ия:
Формы проведения итогов реализации программы:
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
• Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.
• Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.
Показатели прохождения программы:
• Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в
определенной теме.
• Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
• Учатся рисовать различными материалами.
• Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
21
•
•
•
•
•
Развивать навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом
объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
• сформировать умения и навыки;
• развивать личностные качества.
Оценка эффективности программы к концу 1-го года обучения
К концу первого года обучения дети будут знать:
• основные и дополнительные цвета;
• цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
• понятие симметрии;
• контрасты форм;
• свойства красок и графических материалов;
• азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
• основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание
бумаги);
уметь:
• смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со
своим замыслом;
• грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
• работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
• умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
• трудолюбие;
• самостоятельность;
• уверенность в своих силах.
Оценка эффективности программы к концу 2-го года обучения
К концу второго года обучения дети будут знать:
• контрасты цвета;
• гармонию цвета;
• азы композиции (статика, движение);
• пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
• выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной
композиции;
• соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
• работать с натуры;
• работать в определённой гамме;
• доводить работу от эскиза до композиции;
• использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,
ритм, цвет);
• работать с бумагой в технике объёмной пластики;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
• умение работать в группе;
22
• умение уступать;
• ответственность;
• самокритичность;
• самоконтроль.
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
• трудолюбие, упорство в достижении цели
Предполагаемый результат реализации программы:
наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
• понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
• развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах
творческой художественной деятельности;
• умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
• использование выразительных средств для создания художественного
образа;
• усвоение нравственно - эстетических ценностей и стремление ребят
руководствоваться в повседневной жизни.
Программа - это начало систематического приобщения дошкольников к удивительному
миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов
художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по
данному курсу, которыми овладевают воспитанники.
✓
✓
✓
✓
З.Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение.
Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: с
естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для
проведения занятий группы в 15 человек. Для проветривания помещений предусмотрены
форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
Общее освещение помещений лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период,
когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок.
В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение.
Стены помещения окрашены в светлые тона. Столы располагаются таким образом, чтобы
свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ребенка.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения
занятий по рисованию педагог имеет книги, альбомы, журналы с иллюстрациями,
крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи в народном творчестве,
технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья,
фрукты, овощи для натюрмортов и др. материалы для показа их детям.
Для выполнения работ воспитанникам имеются различные материалы и средства (краски,
гуашь, кисти, цветные карандаши, фломастеры, альбом и т.д.).
3.2. Формы, методы контроля результативности обучения
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
✓ текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
✓ промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
✓ итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы
за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление
достигнутых результатов осуществляется:
1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала);
2. через отчётные просмотры законченных работ.
23
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по
каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала,
степень овладения приёмами работы различными художественными материалами,
умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса
обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 3-балльной системе педагогом:
от 1 балл выставляется за «неверный ответ»;
от 2 балла - за «не во всём верный ответ»;
от 3 балла - за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний
воспитанников по годам обучения. (Приложение 1,2) Программа также предусматривает
оценку результатов творческой деятельности воспитанников: изовикторина, выставки,
просмотры.
3.3. Методическое обеспечение
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
✓ Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде
всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для
детей старшего дошкольного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры,
возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом
игры, и игровые ситуации.
✓ Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на
развитие фантазии и воображения.
✓ Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации
образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором
предложена методика структурирования занятий по ИЗО.
✓ После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит
детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель,
гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с
разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом
используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт.
Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над
определённым заданием.
✓ Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до
построения композиции. • В конце занятия для закрепления полученных знаний и
умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
✓ Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение
успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа
обеспечена специальным набором игровых приёмов.
✓ На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную
работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
✓ Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую
разминку для кистей рук.
✓ Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее
освоить основы изобразительного творчества.
24
✓
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить
смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
✓ Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих
заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью,
пастелью, мелками и др.
✓ Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной,
что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
✓ Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
✓ В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко,
вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что
приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно
ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности
детей.
3.4. Дидактические материалы.
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки,
образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по
развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Детям предоставляется
возможность углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц,
человека, пейзажа и т.д.
В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые,
коллективные, имеется возможность их сочетания. Программа даёт возможность ребятам
приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов,
репродукций, а также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.
У детей формируется умение ориентироваться в жизни, достигается постоянное
приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное
- становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием
искусством. Преемственность и согласованность данной программы с программой ДОО
позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям
навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению знаний.
Данная программа основывается на последних разработках программ дополнительного
образования, таких, как художников Неменского и Левина. Для бесед об искусстве
рекомендуются следующие произведения искусства: И.Бродский «Опавшие листья»;
И.Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»;
В.Пластов «Первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин
«На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя».
Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров - дымковской
игрушкой, городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.
Следует помнить, что огромное влияние на активизацию изобразительной
деятельности детей, на их идейно - эстетическое воспитание оказывает прослушивание
музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева,
Д.Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочувствование
художественных образов, создает соответствующий эмоционально - образный настрой.
На занятиях присутствует сотворчество педагога и детей, объединенное общим
содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям, используется
художественное слово (потешки, загадки и стихи). Все это вызывает у детей
эмоциональный отклик и создает радостное настроение. Дети становятся духовно богаче,
задумываются о смысле жизни, становятся быть добрыми и учатся сострадать. От
искусства человек прозревает. Это есть то главное, чему учит кружок по
изобразительному искусству.
25
Литература.
1. Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
2. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва
«Педагогическое общество России», 2004 г.
3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. - Москва: Просвещение, 2006.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство Пресс, 2004
5. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва
«ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного
возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - Москва:
ТЦ Сфера, 2004
7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской
А.А.- Москва: ТЦ Сфера, 2005.
8. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. -Москва: ООО
Попурри, 2005.
9. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. - Москва: ООО Попурри, 2005.
10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. - Москва: АСТ: Астрель, 2005.
11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. - М: ООО Издательство АСТ; Издательство
Астрель, 2005.
12. Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва: Карапуз Дидактика, 2006.
14. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003. 3. Ветрова Т. Н.
ТРИЗ в изодеятельности. - Наб. Челны, 2007.
15. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. - Москва: ТЦ Сфера,
2010.
16. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для
воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб.: КАРО, 2008.
17. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
18. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества
детей 5-7 лет. - Москва, 2001.
19. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3
7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - Москва: Издательство ГНОМ и Д,
2001.
20. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
21. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006.
22. Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
23. Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
24. Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
25. Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва
«Росмэн» 2002.
26. Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
27. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора»
1991.
28. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
29. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.
26
Какие цвета
нужно
смешать,
чтобы
получить
Что такое орнамент?
Чем отличаются предметы, изображенные на первом
и дальнем планах?
Какая разница между вертикальным и
_______________ 1_____________ ^__________________
С чего лучше начинать рисунок
(с мелких деталей или с крупных частей)?
Какие геометрические фигуры ты знаешь?
Какие предметы имеют симметричную форму?
Что такое симметрия?
Какие цвета относятся к холодной гамме?
Какие цвета относятся к тёплой гамме?
зелёный цвет?
Фамилия, имя ребёнка
фиолетовый цвет
оранжевый цвет?
Приложение 1
Оценочные материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на
выявление уровня знаний теоретического материала. Первый год обучения.
Ответы:
Правильный ответ: Збалла
Не во всём правильный: 2 балла
Неверный ответ: 0 балла
27
д
д
д
CD
CD
(Я
CD
ч
о
о\
(Я
Я
Я
СЯ
и
CD
Cd
К
tr
Д
tr
Sc
о
СЯ
(Я н
я Cd
)
я П
сг н
я w
сг o\
ЯС CD
i=l
м CD
ал
СЯ
я
яСЯ
Назови три основных жанра изобразительного
искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)______
Чем отличается эскиз от композиции
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы
получилось грустное настроение?_____________
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы 6
Какие линии используются в рисунке?
Чем отличается плоская аппликация от
объёмной? получилось весёлое настроение?
Что такое линия горизонта?
Чем отличаются акварельные краски от гуаши?
Какие объёмные формы ты знаешь?
Какие цвета являются контрастными?
NJ
oo
Оценочные материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на
выявление уровня знаний теоретического материала. Второй год обучения.
м
(Я
CD
33 о
Я (Я
сг п
Sc CD:
2
о Я
ч 33
К
CD
ISJ