Программа Первые шаги в мир театра

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 «Василёк»
624019 Свердловская область, Сысертский район, п.Бобровский, ул. Чернавских 4-а
тел.8(34374)32591, e-mail. mdou2909(a)mail.ru
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАДОУ №29 «Василёк»
№ 1 от «2» сентября 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Первые шаги в мир театра»
возраст обучающихся: 5-8 лет, срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Лютина С.В.
старший воспитатель ВКК

п. Бобровский - 2024г.

Содержание
1. Пояснительная записка
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
Цель и задачи программы
Принципы обучения
Подходы к формированию Программы
Направленность программы и уровень сложности
Категория воспитанников. Возрастные особенности воспитанников.
Объем и срок освоения программы
Форма организации образовательной деятельности
Способы и направления поддержки детской инициативы
Отличительными особенностями программы
Условия реализации программы
Планируемые результаты освоения программы
2. Содержание программы
Учебный план (первый год обучения)
Учебный план (второй год обучения)
Календарный учебный график
Старшая группа (первый год обучения)
Подготовительная к школе группа (второй год обучения)
3. Организационно-педагогические условия
Кадровые условия
Материально-технические условия
Учебно-методическое обеспечение
4.Оценка качества освоения программы
5.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Пояснительная записка.
2

3
3
4
5
6
6
7
8
11
14
15
15
15
16
16
21
25
25
27
29
29
29
31
34
37

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир театра»
(далее - программа) представляет собой модель организации образовательного процесса
дополнительного образования детей дошкольного возраста, являющихся воспитанниками
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
29 «Василёк» (далее ДОО или МАДОУ № 29 «Василек»).
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста составлена на
основе «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В., модульной программы
«Цветной мир» Лыковой И.А., программы социально-эмоционального развития
дошкольников «Я - Ты - Мы» /Сост. О.Л. Князева.
Разработка Программы осуществлена в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N
2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания";
-Письмом Минобразования России от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «О
направлении Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей»
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства
образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
-Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам ДОО
-Уставом ДОО.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое
отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ,
он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и,
получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности
ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к
познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию
ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной
3

деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,
трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка
развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность,
способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед
зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя,
которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам
свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах
животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют
ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и
оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными,
общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично,
тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально-игровая деятельность
обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к
литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно­
эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими
особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование
отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в
процессе театрального воплощения.
Составление программы основывалось на следующем научном предположении:
театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка
является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс
репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка,
развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль.
Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные
психические функции.
Цель программы
Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством
театрализованной деятельности.
Для осуществления данной цели выдвигаются следующие задачи:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов
творчества по возрастным группам.
• Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания
детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах,
театральной терминологии.
4

• Развить у детей воображение, речь, чувство видения пространства сцены, умение
«читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
• Организовать полноценную культурно-досуговую деятельность.
Задачи программы по возрастным группам
в сравнении с основной общеобразовательной программой МАДОУ № 29 «Василёк»
(далее ОО ДО)
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Задачи развития игровой деятельности
Задачи программы дополнительного
(театрализованные игры) в ООП ДО
образования детей «Театральный сундучок»
Может:
Может знать:
разыгрывать сценки по знакомым сказкам,
некоторые виды театров (кукольный,
стихотворениям, песням с использованием
драматический, музыкальный, детский, театр
кукол знакомых видов театров, элементов
зверей и др.);
костюмов, декораций
некоторые приемы и манипуляции,
чувствовать и понимать эмоциональное
применяемые в знакомых видах театров:
состояние героев, вступать в ролевое
верховых кукол, пальчиковом, бибабо. Может
взаимодействие с другими персонажами;
иметь представление:
выступать перед сверстниками, детьми
о театре, театральной культуре;
младших групп, родителями, иной аудиторией истории театра;
устройстве театра (зрительный зал, фойе,
гардероб);
театральных профессиях (актер, гример,
костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор,
осветитель, суфлер).
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7лет)
Задачи развития игровой деятельности
Задачи программы дополнительного
(театрализованные игры) в рамках ООП ДО
образования детей «Театральный сундучок»
Может: самостоятельно организовывать
Может знать: некоторые виды
театрализованные игры (выбирать сказку,
театров (кукольный, драматический,
стихотворение, песню для постановки, готовить музыкальный, детский, театр зверей и др.);
необходимые атрибуты, распределять между
некоторые приемы и манипуляции,
собой обязанности и роли);
применяемые в знакомых видах театров: куколУспешное решение пяставленных задач на занятиях возможно только при
использовании принципов обучения. Наиболее близкими считаются следующие:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста),
обогащеиие (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенод становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
5

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства; -возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учет этнокультурной ситуации развития детей;
-принцип системности;
-принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным
направлениям); -принцип коллективизма;
-принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность,
театральная деятельность, познавательная деятельность).
Основными подходами к формированию Программы являются:
-деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности,
включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование,
самоорганизация, самооценка, самоанализ;
-индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами
различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
-личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и
создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов,
склонностей;
-средовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и
внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Направленность программы и уровень сложности
Образовательная программа дополнительного образования детей «Театральный
сундучок» направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного
возраста в процессе театрализованной деятельности.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей
организованы в соответствии со стартовым уровнем сложности, который предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Программа сформирована с учетом возраста детей и необходимости реализации
образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного
возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность
детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).
6

Категория воспитанников
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа ориентирована для детей 5-8 лет.
Возрастные особенности воспитанников
Старшая группа (5-6 лет)
Адекватно откликается на радостные и печальные события в ближайшем социуме.
Эмоционально воспринимает праздники. Проявляет сочувствие к близким людям,
привлекательным персонажам художественных произведений (книг, картин,
мультфильмов, кинофильмов), сопереживает им. К переживающему отрицательные
эмоции сверстнику привлекает внимание взрослых. Эмоционально предвосхищает
ближайшее будущее.
Использует средства интонационной речевой выразительности (сила голоса,
интонация, ритм и темп речи) для привлечения и сохранения внимания сверстника в
процессе речевого общения, публичного чтения стихотворений наизусть, коротких
пересказов. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания
для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми.
Отношения со сверстниками носят соревновательный характер. Общение регулируется
взрослым.
При осуществлении детских видов деятельности ориентируется на сверстников,
вызывающих симпатию. Под руководством взрослого участвует в создании совместного
(коллективного) продукта в продуктивных видах деятельности.
Подготовительная к школе группа (6-8лет)
Использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать
стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп
речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться
своими секретами и т. п.).
Передаёт в речи причины эмоционального состояния: плачет, потому что сказали
обидные слова; грустит, потому что соскучился по маме; огорчился, потому что не взяли в
игру. Эмоционально сопереживает рассказам друзей. Испытывает гордость за собственные
успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких, друзей, людей, живущих в
России. Эмоционально включается в дела семьи и детского сада.
Стремится к общению со сверстниками, уважению и положительной оценке со
стороны партнёра по общению. Проявляет избирательность в общении со сверстниками,
ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности. Выбирает более сложные способы
взаимодействия со взрослыми и другими детьми.
Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в
совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов. Для
разрешения конфликтов обращается за помощью к взрослым. Самостоятельно
распределяет роли и договаривается о совместных действиях в игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской, трудовой деятельности.
Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве случаев
положительные взаимоотношения с партнёрами на основе соблюдения элементарных
моральных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться,
7

соблюдать правила, помогать друг другу и т. д.). Может включаться в коллективную
деятельность как исполнитель, соотнося и координируя свои действия с действиями
других участников. Начинает управлять своим поведением. Осознаёт общепринятые
нормы и правила поведения, и обязательность их выполнения. Предъявляет к себе те
требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые. Способен соблюдать
общепринятые нормы и правила поведения. Обнаруживает самостоятельность,
настойчивость, целеустремлённость, ответственность в освоенных видах деятельности:
самостоятельно ставит цель, планирует все этапы деятельности, контролирует
промежуточные и конечные результаты.
Ребенок самостоятельно разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям,
песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое
взаимодействие с другими персонажами; выступает перед сверстниками, детьми младших
групп, родителями, иной аудиторией.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы- 2 учебных года.
Продолжительность образовательного процесса составляет 9 месяцев (с сентября по
май).
Количество и продолжительность занятий:
1 год обучения - (2 раза в неделю по 1 занятию) х 36 недель = 72 занятия;
2 год обучения - (2 раза в неделю по 1 занятию) х 36 недель = 72 занятия;
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПин 2.4.3648­
20 продолжительность занятия составляет:
- Для детей старшей группы - не более 25 минут.
- Для детей подготовительной группы - не более 30 минут.
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательной деятельности
Основные направления программы:
1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
2.Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и
подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической
выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
8

З.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения,
направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной
артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная
гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи
(научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и
упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие
игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми
людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению;
театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов,
рассказов, сказок.
5.
Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на
сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю»
(обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных
эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций).
Этапы работы по формированию театральных представлений:
На первом этапе знакомим дошкольников с понятием «театр», какие бывают виды
театров, какие профессии есть в театре, многообразием видов кукол. На этом этапе также
выявляется уровень эмоционального развития воспитанников. Для этого используются
игровые упражнения с элементами фантазирования создания образа. Эти упражнения
обычно выполняются коллективно. Например: «Знакомство - дразнилка», «Поводырь»,
«Зеркало», «Звучащие игрушки».
Второй этап - непосредственно развивающая работа, как с подгруппой детей, так и
индивидуально. Второй этап - самый длительный и продуктивный. На данном этапе
дошкольники знакомятся со сказкой, сценарием, участвуют в обсуждении, вносят свои
предложения по изменению каких-либо сюжетных моментов. Параллельно проводятся
тренинги на развитие внимания, воображения, силы голоса, речевого дыхания,
выразительности речи, мимики и жестов, коммуникативных способностей. Затем идет
работа над ролями, создание декораций и костюмов.
На заключительном этапе происходит премьера спектакля. Первыми зрителями
становится педагоги и воспитанники ДОУ, которые, в отличие от родителей, более
объективны. Затем спектакль представляем более широкой аудитории: родителям, детям из
других групп.
В работе с детьми непосредственно над спектаклем выделяется 8 основных этапов:
1 этап - выбор пьесы и обсуждение с детьми.
2 этап - деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.
3 этап - работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
текстом.
4 этап - поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка
танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.
5 этап - репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с
музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.
9

6 этап - репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита,
декораций.
7 этап - премьера спектакля, которая одновременно является генеральной
репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей,
более объективны.
8 этап - обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.
При работе над постановкой спектакля используются правила драматизации,
сформулированные Р. Калининой.
Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет
строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя,
действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой,
сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим
ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт
характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой
к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает
ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать
деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут
мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она
повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли
после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить,
«проговорить» каждую роль. В этом помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе
мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем
мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение:
Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе
понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь
сыграть? Почему?
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех
перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
В программе «Театральный сундучок» для детей от 4 до 7 лет представлен перечень
форм организации организованной образовательной деятельности детей, выбор которых
осуществляется педагогом самостоятельно.
В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые,
сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение
происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей от 4 до 7 лет
деятельности - игр-занятий.

10

Формы организации образовательной деятельности детей
Формы организации
Индивидуальная

Подгрупповая и
групповая

Интегрированные
развивающие игрызанятия

Особенности
Позволяет индивидуализировать обучение, через общение педагога с
ребенком.
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки,
загадывание и отгадывание загадок и схем, танцевальных и
характерных для персонажей движений
Проводятся со всеми детьми группы на основе принципов
развивающего обучения, личностно-ориентированной модели
взаимодействия и использованием игрового материала, с учетом
санитарно-гигиенических требований к нагрузке и сочетанию
Основная цель, которая реализуется в данной форме педагогического
процесса, состоит в погружении детей в изучаемое явление реального
мира или культуры, в многообразии взаимосвязанных явлений и
фактов, создание условий для включения детей в различные сферы
деятельности и реализации своих потребностей и интересов, создание
способов самовыражения.

Принципы проведения образовательной деятельности:
Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по
принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на
развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
Часть 1. Вводная
Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную
работу. Основные процедуры работы - чтение сказок, рассказов, стихов, игры.
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание
иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих
способностей детей.
Элементы театрализованной деятельности:
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с
использованием мимики и пантомимики;
- игры на развитие воображения и памяти - игры включают в себя запоминание
стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов;
- ритмопластика.
Часть 3. Рефлексия
11

Получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А
также получение ребенком положительных эмоций на занятии.
Основные формы и методы работы с детьми:
1.
Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и
музыкальнодвигательной координации.
1. Рассказы, беседы о театре.
2. Индивидуальные и коллективные творческие задания.
3. Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти,
воображения).
4. Сочинение сказок, придумывание сюжетов.
5. Изготовление атрибутов, костюмов.
6. Постановка спектаклей.
7. Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.
8. Просмотр презентаций: «Что такое театр», «Профессии в театре» и т.д.;
9. Просмотр видео фильма «Приключения Буратино или Золотой ключик».
10. Просмотр спектаклей;
11. Чтение сценария, обсуждение и распределение ролей.
12. Пробы: вхождение в образ.
13. Режиссерская игра «Покажи сказку» - использование разных видов театра.
14. Показ своих спектаклей для родителей, детей из других групп детского сада.
15. Показ спектаклей перед детьми других групп.
Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения
эмоций, впечатлений (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
Театрализованная игра - эффективное средство социализации дошкольника в
процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения,
благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного
взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями
героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются,
самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые
способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут
плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально­
игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра
сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б.
Элькониным:
- роль (определяющий компонент)
- игровые действия
- игровое употребление предметов
- реальные отношения.
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла,
имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей
выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются
12

литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова,
Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина и др.).
В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с
сюжетно - ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей
идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей
каждому проявить активность, творчество индивидуальность. Чем старше становятся
дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически
направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется
возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить
партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).
Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле
слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от игры к
драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в
деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют
впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат
(как изобразили).
В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное
значение театрализованных игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка.
Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в
составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей
самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения,
позу, мимику, разную интонацию и жест.
Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и
распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными
моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком,
наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с
личным переживанием, во - вторых, очень тесно связана с игрой. Творческие способности
проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые,
недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение
реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В создании игрового
образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства,
понять переживания партнеров.
Эмоциональной выразительности сюжета способствуют игры-драматизации и
режиссерские игры (Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова, Л.В. Артемова).
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за
игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет
игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он
использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами
выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку
ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр
состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с
режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует
пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским»
13

текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше
частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью
воображения как новообразования дошкольного возраста.
Методы и методические приемы обучения.
В программе применяются традиционные методы обучения: использования слов,
наглядного восприятия и практические методы, а также интересные авторские
методические приемы. Назовем некоторые из них:
- самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его;
чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же
персонажами (О. Лагуткина);
- предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для
разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т. Неменова);
- предоставить возможность для выполнения контрастных ролей - старого медведя и
маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г. Прима).
Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы
Для воспитанников старшей группы (5-6 лет) приоритетной сферой инициативы
является внеситуативно-личностное общение. Педагог осуществляет следующую
деятельность по поддержке детской инициативы:
- создает в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере
проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; используя ласку и
теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
- уважает индивидуальные вкусы и привычки детей.
- поощряет желания создавать что-либо по собственному замыслу; обращать
внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он
доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
- создает условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей.
- обсуждает выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.
Для воспитанников подготовительной к школе группы (6-8 лет) приоритетной
сферой инициативы является научение. Педагог осуществляет следующую деятельность
по поддержке детской инициативы:
- вводит адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта;
- спокойно реагирует на неуспех ребёнка и предлагает несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание,
совершенствование деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам
испытал новому;
- создаёт условия (ситуации), позволяющие ребёнку реализовать свою
компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
- обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным
достижениям, которые есть у каждого из них;
14

- создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей;
- помогает при необходимости в решении проблем при организации игры;
- привлекает к планированию деятельности детского коллектива на день и более
отдалённую перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения;
- создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
детей по интересам.
Отличительными особенностями программы являются её практическая
направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной
деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных
технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.
Условия реализации программы
Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без
специального отбора, по возрастному признаку - дошкольники. Главным условием
является желание ребенка заниматься театральным искусством. Зачисление в группы
производится с обязательным условием - написания заявления родителями (законными
представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку
персональных данных.

15

2. Содержание программы
Учебный план (первый год обучения)

Практика

Теория

№
п
Название раздела, темы
/
п

Всего

Количество
Содержание

1.

Наш любимый зал опять 1
очень рад ребят встречать

1

1. Первое посещение детьми
театральной комнаты (зала) в
новом учебном году (беседа);
2. Игра «Назови свое имя
ласково»

2.

Раз, два, три, четыре,
1
пять - вы хотите поиграть

1

1. Игра «Театральная разминка».
2. Конкурс на лучшую
драматизацию сказки «Курочка
Ряба».

3.

Игровой урок

2

1

1

1. Сюрпризный момент.
2. Игры на выразительность
жестов, мимики, голоса.

4.

Одну простую сказку
хотим мы показать

2

1

1

1. Пантомимическая игра.
2. Введение понятия
«пантомима».
3. Творческая игра «Что это за
сказка?»

5.

Играем
пальчиками

2

1

1

6.

Постучимся в теремок

2

1

1

1. Повторение и закрепление
понятия «пантомима»,
2. Игровые упражнения с
помощью пальчиков.
3. Игра-инсценировка с
помощью пальчиков.
1. Игра-загадка «Узнай, кто
это?»
2. Знакомство со сказкой В.
Бианки «Теремок».
3. Этюд на расслабление и
фантазия «Разговор с лесом».

7.

Дятел выдолбил дупло,
сухое, теплое оно

2

1

1

16

Формы
контроля
Опрос, игра
«Назови свое имя
ласково», входной
контроль

8.

Многим домик послужил, 2
кто только в домике ни
жил

9.

Косолапый
приходил,
теремочек
развалил
10. Играем спектакль
«Теремок»
11. Учимся говорить поразному

2

12. Учимся четко говорить

2

1

1

13. Раз, два, три, четыре,
пять - стилей мы
будем
сочинять

2

1

1

14. Рассказываем про
любимые игры и сказки

1

1

15. Гордится Петенька,
красой, ног не чует под
собой

2

1

1

16. Петя хвастался, смеялся, 2
чуть Лисе он не достался

1

1

17. Играем спектакль
«Хвостатый
хвастунишка»

1

1

1. Пересказ сказки В. Бианки
«Теремок» детьми по частям.
2. Упражнения- этюды,
отражающие образы
персонажей сказки и предметов.

1

1

1. Игра «Угадай героя».
2. Драматизация сказки.

1

1

1

1

1

1. Вводная беседа.
2. Введение. Объяснение
понятия «интонация».
3. Упражнения, игры, ситуации
на отработку интонационной
выразительности.
1. Погружение в сказочную
ситуацию.
2. Введение понятия
«скороговорка».
3. Игра-упражнение «Едем на
паровозе».
1. Повторение понятия
«скороговорка».
2. Игра «Едем на поезде».
3. Введение понятия «рифма».
4. Дидактическая игра
«Придумай рифму».
5. Придумывание стихотворения
с детьми с помощью педагога.
1. Вводная беседа.
2. Рассказы детей по
ассоциациям.
3. Знакомство со сказкой Я.
Тенясова «Хвостатый
хвастунишка».
1. Погружение в сказку.
2. Пантомимические
упражнения.
3. Интонационные упражнения.
1. Отгадывание загадок.
2. Упражнения у зеркала
«Изобрази настроение».
3. Драматизация сказки.
4. Заключительный танец.

1

17

18. Веселые стихи читаем и 2
слово-рифму добавляем

19. Сочиняем новую сказку

1

1

1

1

20. Сказки сами сочиняем, а 2
потом мы в них играем

1

21. Наши эмоции

1

1

22. Изображение
различных
эмоций

1

23. Распознаем эмоции по
мимике и интонациям
голоса

1

1

24. Злая, злая, нехорошая
змея укусила
молодого воробья

1

1

1

1

1. Погружение в сказочную
атмосферу.
2. Дидактическая игра
«Придумай как можно больше
слов».
3. Придумывание рифмующихся
слов.
1. Знакомство со сказкой В.
Сутеева «Кораблик»
2. Беседа по содержанию.
3. Сочинение продолжения
сказки.
1. Погружение в сказку,
придуманную детьми.
2. Пантомимическая игра
«Узнай героя».
3. Драматизация сказки.
1. Рассматривание сюжетных
картинок.
2. Беседа.
3. Упражнение «Изобрази
эмоцию».
4. Практическое задание.
5. Обсуждение.
1. Введение. Объяснение
понятия «эмоция».
2. Знакомство детей с
пиктограммами,
изображающими радость,
грусть, злость, страх.
3. Этюды на изображение
эмоций грусти, радости, страха,
злости.
1. Рассматривание графических
карточек.
2. Беседа.
3. Игра «Угадай эмоцию»
(«Испорченный телефон»).
1. Знакомство со сказкой К.
Чуковского «Айболит и
воробей».
2. Беседа о настроении героев
сказки.
3. Практическое задание.

18

25. Пропал бы бедный
воробей, если б не было
друзей

1

1

26. Друг всегда, придет на
помощь

1

1

27. Слава, слава Айболиту,
слава, слава всем
друзьям!
28. Драматизация сказки
«Айболит и воробей».

1

1

1

29. Когда, страшно, видится 2
го, чего и нет

1

1

30. Каждому страх большим 2
кажется

1

1

31. Преодолеем
страх

2

1

1

32. У страха глаза, велики

2

1

1

33. Драматизация сказки «У 1
страха глаза велики».

1. Слушание песни М. Танича,
В. Шаинского «Если с другом
вышел в путь».
2. Беседа о друге.
3. Повторное слушание сказки
К. Чуковского «Айболит и
воробей».
4. Упражнение «Изобрази
настроение».
1. Чтение стихотворения о
друге.
2. Рассказ из личного опыта.
3. Беседа о сказках.
4. Игра-загадка «Зеркало».
1. Отгадывание загадок.
2. Ряжение в костюмы.
3. Драматизация сказки
«Айболит и воробей».

1. Слушание русской народной
сказки «У страха глаза велики».
2. Беседа по сказке.
3. Изображение эмоции страха.
4. Рассказы детей из личного
опыта.
1. Беседа по сказке «У страха
глаза велики».
2. Пантомимическая игра
«Изобрази героя».
3. Повторное слушание сказки.
1. Рассматривание картинки
«Страшно». Беседа.
2. Изображение различных
степеней страха.
3. Игра «Преодолеем страх».
4. Рассказывание и показывание
(через настольный театр) детьми
сказки «У страха глаза велики».
1. Распределение ролей.
2. Ряжение в костюмы.
3. Драматизация сказки «У
страха глаза велики».

1

19

34. Как Луне и Солнцу быть, 1
не могут ссору
разрешить!

1

35. Бог Молнии и Грома
очень спешил. Спор
Луны и Солнца, быстро
разрешил

1

2

1

36. Как поссорились Солнце 1
и Луна

1

37. Драматизация сказки
«Как поссорились
Солнце и Луна».

1

1

38. Закрепление

2

39. «Мы любим сказки»

2

1

1. Рассматривание картинки
«Злость».
2. Слушание сказки «Как
поссорились Солнце и Луна» и
беседа по ее содержанию.
3. Упражнение на
выразительность голоса,
мимики, жестов.
1. Сюрпризный момент.
2. Беседа о злости.
3. Упражнение «Изображаем
эмоцию».
4. Рассказывание детьми сказки
«Как поссорились Солнце и
Луна».
1. Распределение ролей,
ряжение.
2. Драматизация сказки «Как
поссорились Солнце и Луна».

1

1. Драматизация любимой
сказки.

2

1. Проведение викторины.
2. Драматизация любимой
сказки.
3. Награждение.

20

Учебный план (второй год обучения)
Содержание

Формы
аттестации/ко
нтроля

Опрос,
входной
контроль

Практика

Теория

Количество

Всего

№ Название раздела,
п/п темы

1.

Наш любимый зал
1
опять очень рад ребят
встречать!

1

Беседа о роли театральной
деятельности в жизни человека;
знакомство с новыми детьми.

2.

Импровизация сказки 1
«Яблоко»

1

Развивать действия с воображаемыми
предметами, умения
действовать
согласовано.

3.

Репетиция сказки
«Яблоко»

1

1

4.

Драматизация
1
сказки
«Яблоко»
Земляничка возле пня, 1
всем сказала: нет
меня!

1

Формировать четкую, грамотную
речь, совершенствовать умение
создавать образы с помощью мимики
и жестов.
1.Драматизация сказки В.Сутеева
«Яблоко».
2. Пляски героев.
Развивать воображение и
фантазию; тренировать пластическую
выразительность; продолжать
создавать образы с помощью
выразительных движений.
Развивать у детей творческое
воображение; учить последовательно
излагать мысли по ходу сюжета,
совершенствовать навыки групповой
работы.
Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и
кувшинчик»; беседа по содержанию.

5.

1

6.

Театрализованная
игра
«Волшебные
предметы»

7.

В лес по ягоды
1
пойдем, с верхом
кружки наберем!
Импровизация сказки 1
«Дудочка и
кувшинчик».

1

9.

Репетиция сказки
«Дудочка и
кувшинчик»

3

1

10.

Драматизация сказки
«Дудочка и
кувшинчик»

1

8.

1

1

1

Развивать действия с воображаемыми
предметами, умения действовать
согласовано.

2

Формировать четкую, грамотную
речь, совершенствовать умение
создавать образы с помощью мимики
и жестов.
1.Драматизация сказки «Дудочка и
кувшинчик».
2. Пляски героев.

1

21

11.

Игровая
программа
«Волшебный
лес»

1

12.

Эмоции

1

1

13.

Язык жестов

1

1

14.

В гости прилетели
первые снежинки.

1

15.

Чтение пьесы
1
«Волшебный посох
Деда Мороза»
На дворе царя Гороха. 1

16.

1

1

1

1

1

Закрепление пройденного материала;
дать детям возможность проявить
инициативу и самостоятельность в
выборе и показе отрывков из
поставленных ранее спектаклей.
Учить детей распознавать
эмоциональные состояния по мимике.
Развивать выразительность движений
умение владеть своим телом; учиться
передавать эмоциональное состояние
с помощью жестов, поз, мимики.
Развивать воображение и
фантазию; тренировать
пластическую выразительность;
продолжать создавать образы с
помощью выразительных движений.
Развивать речь детей; познакомить со
стихотворным текстом сказки
«Волшебный посох Деда Мороза»
Тренировать дикцию, расширять
диапазон голоса и уровень громкости,
совершенствовать элементы
актерского мастерства.

17.

В царстве
Снежной
королевы.

1

18.

Репетиция
новогодней
сказки «Волшебный
посох Деда Мороза».

3

19.

Играем новогодний
спектакль
«Волшебный
посох Деда Мороза».

1

1

1.Драматизация «Волшебный посох
Деда Мороза».
2. Пляски героев

20.

Игровой урок.

1

1

21.

Воображаемое
путешествие.

2

22.

Веселые стихи читаем 1
и слово - рифму
добавляем.

Развивать выразительность жестов,
мимики, голоса; пополнение
словарного запаса детей,
разучивание новых скороговорок и
пальчиковой гимнастики.
Развивать воображение, фантазию,
память; умение общаться в
предполагаемых обстоятельствах.
Создание положительного
эмоционального настроя; упражнять
детей в подборе рифм к словам.

1

1

2

1

1

Развивать у детей творческое
воображение; учить последовательно
излагать мысли по ходу сюжета,
совершенствовать навыки групповой
работы.
Формировать четкую, грамотную
речь, совершенствовать умение
создавать образы с помощью мимики
и жестов.

22

23.

Театрализованная игра 1
«Как Зима с Весною
встретилась».

1

24.

Плакала
Снегурочка, зиму
провожая.

1

1

25.

Чтение пьесы
«Снегурочка».

1

26.

В царстве царя
Берендея.

1

1

Развивать воображение и
фантазию; тренировать
пластическую выразительность;
продолжать создавать образы с
помощью выразительных
движений.

27.

Весна идет! Весна
поет! И с ней ликует
весь народ.

1

1

Тренировать дикцию, расширять
диапазон голоса и уровень громкости,
совершенствовать элементы
актерского мастерства.

28.

Репетиция весенней 3
сказки «Снегурочка».

2

29.

Играем спектакль
«Снегурочка»

1

1

30.

Игровой урок

1

1

31.

Шел солдат к себе
домой.

1

1

Формировать четкую, грамотную
речь, совершенствовать умение
создавать образы с помощью мимики
и жестов.
1.Драматизация сказки
«Снегурочка».
2. Пляски героев.
Развивать выразительность жестов,
мимики, голоса; пополнение
словарного запаса детей, разучивание
новых скороговорок и пальчиковой
гимнастики.
Чтение сказки Г. - Х. Андерсена
«Огниво»; беседа по содержанию.

32.

Чтение пьесы
«Огниво».

1

1

33.

Слушайся, ты, нас
солдат, если хочешь
быть богат!

1

1

1

1

Развивать у детей
Творческое воображение;
совершенствовать навыки групповой
работы.
Развивать воображение и фантазию;
тренировать пластическую
выразительность; продолжать
создавать образы с помощью
выразительных движений.
Развивать речь детей; познакомить со
стихотворным текстом сказки
«Снегурочка» по мотивам пьесы Н.
Островского.

Развивать речь детей; познакомить со
стихотворным текстом сказки
«Огниво» по мотивам сказки Г. - Х.
Андерсена.
Этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных
эмоций; формировать четкую,
грамотную речь.

23

34.

Я здесь на сундуке
сижу.

1

1

35.

Театрализованная игра 1
«Город Мастеров».

1

36.

Импровизация
«Волшебные
сны».

2

1

1

37.

Импровизация «До
2
чего же, мы,
несчастные царевны».

1

1

38.

Репетиция сказки
«Огниво».

3

3

39.

Играем сказку
1
«Огниво
Волшебное
1
путешествие по
сказкам.
Театрализованная игра 1
«Ярмарка»

1

Игровая программа
«Это вы можете!»

1

40.

41.

42.

1

1

1

Этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных
эмоций; формировать четкую,
грамотную речь.
Развивать воображение и фантазию;
Продолжать создавать образы с
Помощью выразительных
движений; выразительно
передавать характерные
особенности сказочных героев.
Развивать воображение и
фантазию; продолжать
создавать образы с помощью
выразительных движений;
выразительно передавать характерные
особенности сказочных героев.
Развивать действия с воображаемыми
предметами, умения действовать
согласовано.
Развивать самостоятельность и
умение согласованно действовать;
выразительно передавать характерные
особенности сказочных героев;
формировать четкую, грамотную речь,
совершенствовать умение создавать
образы с помощью мимики и жестов.
Драматизации сказки «Огниво»
Пляски героев
Этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных
эмоций.
Тренировать дикцию, расширять
диапазон голоса и уровень громкости,
совершенствовать элементы
актерского мастерства.
Закрепление пройденного материала;
дать детям возможность проявить
инициативу и самостоятельность в
выборе и показе отрывков из
поставленных ранее спектаклей.

24

Форма
контроля

Место
проведения

07.09 15.50

беседа,
игра, просмотр
видеофильма

1

Наш
музыкальный опрос
любимый зал опять зал
очень рад ребят
встречать

14.09 15.50

игра, упражнен
ия

1

Раз, два, три,
четыре, пять - вы
хотите поиграть

музыкальный наблюдение
зал

3,4

21.09, 15.50
28.09

беседа, игра,
упражнения

2

Игровой урок

музыкальный наблюдение
зал

5,6

05.10 15.50
12.10

беседа, игра

2

музыкальный наблюдение
зал

19.10 15.50
26.10
02.11 15.50
16.11

беседа, игра,
упражнения
чтение худ.
литературы,
беседа, игра
беседа, игра

2

Одну простую
сказку хотим мы
показать
Играем
пальчиками
Постучимся в
теремок

музыкальный наблюдение
зал

07.12 15.50
14.12

беседа, игра

1

21.12 15.50

драматизация

1

Многим
домик
послужил, кто
только в домике ни
жил
Косолапый
приходил,
теремочек
развалил
Играем
спектакль
«Теремок»

11,
12

ноябрь

О

ID

'I-*

7,8

октябрь

2

сентябрь

1

Время
проведения
занятия
Форма
занятия

Месяц
Число

№
п/п

Количество
часов
Тема занятия

Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии нормативно правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования;
- Уставом Учреждения;
- требованиями СанПиН и ООП ДО
Старшая группа (первый год обучения)

14

декабрь

13

23.11 15.50
30.11

2

2

25

музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал

музыкальный наблюдение
зал

музыкальный наблюдение
зал

28.12 15.50
29.12
11.01 15.50

беседа, игра,
упражнения
беседа, игра,
упражнения
беседа, игра

2

18,
19

18.01 15.50
19.01

чтение худ.
литературы,
беседа, игра
беседа, игра

1

2

15.02 15.50
22.02

беседа, игра

2

25,
26

01.03 15.50
09.03

беседа, игра

2

27

15.03 15.50

драматизация

1

28,
29

22.03 15.50
29.03

игра

2

30

05.04 15.50

1

31,
32

12.04 15.50
19.04

чтение худ.
литературы,
беседа, игра
беседа, игра

январь

15,
16
17

25.01 15.50

21,
22

01.02 15.50
08.02

музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал

2

Сказки сами
сочиняем, а
потом мы в них
играем

музыкальный наблюдение
зал

беседа, игра,
упражнения
беседа, игра,
упражнения

1

Наши эмоции

1

Изображение
различных
эмоций
Злая, злая,
нехорошая змея
укусила молодого

музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал

1
2

апрель

март

23,
24

февраль

20

Учимся говорить
по- разному
Учимся четко
говорить
Раз, два, три,
четыре, пять стилей мы будем
сочинять
Рассказываем про
любимые игры и
сказки
Красивый
Петя
уродился; перед
всеми он гордился
Гордится Петенька,
красой, ног не чует
под собой
Петя
хвастался, смеялся,
чуть Лисе он не
достался
Играем
спектакль
«Хвостатый
хвастунишка»
Веселые стихи
читаем и
слово-рифму
добавляем
Сочиняем новую
сказку

26.04 15.50

34

10.05 15.50

35

17.05 15.50

чтение худ.
литературы,
беседа, игра

1

24.05 15.50

чтение худ.
литературы,
беседа, игра

1

май

33

36

музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал

музыкальный наблюдение
зал
музыкальный
зал

музыкальный наблюдение
зал

музыкальный наблюдение
зал

музыкальный наблюдение
зал

музыкальный наблюдение
зал

Пропал бы бедный музыкальный наблюдение
воробей, если б не зал
было друзей

26

Форма
контроля

Место
проведения

Количество
часов
Тема
занятия

Время
проведения
занятия
Форма
занятия

№
п/п

Месяц
Число

Подготовительная к школе группа (второй год обучения)

07.09 16.25

беседа, игра,
просмотр
видеофильма

1

Наш любимый зал
музыкальный опрос
опять очень рад ребят зал
встречать!

2

14.09 16.25

игра

1

Импровизация
сказки
«Яблоко»

21.09 16.25

игра

1

4

28.09 16.25

драматизация

1

5

05.10 16.25

беседа, игра

1

Репетиция
музыкальный наблюдение
сказки
зал
«Яблоко»
Драматизация
музыкальный наблюдение
сказки
зал
«Яблоко»
Земляничка возле
музыкальный наблюдение
пня, всем сказала: нет зал
меня!

6

12.10 16.25

игра,
упражнения

1

Театрализованная
игра «Волшебные
предметы»

музыкальный наблюдение
зал

7

19.10 16.25

чтение худ.
литературы,
беседа, игра

1

музыкальный наблюдение
зал

8

02.11 16.25

игра

1

09.11 16.25

Игра

3

23.11
07.12 16.25

драматизация

1

14.12 16.25

игра,
упражнения

1

21.12 16.25

беседа, игра,
упражнения
беседа, игра,
упражнения
беседа, игра

1

В лес по ягоды
пойдем, с
верхом кружки
наберем!
Импровизация сказки
«Дудочка и
кувшинчик».
Репетиция сказки
«Дудочка и
кувшинчик»
Драматизация сказки
«Дудочка и
кувшинчик»
Игровая программа
«Волшебный
лес»
Эмоции

1

Язык жестов

1

В гости прилетели
первые снежинки.

9,1
0,1
1
12

октябрь
ноябрь

3

сентябрь

1

14
15
16

декабрь

13

28.12 16.25
29.12 16.25

27

музыкальный наблюдение
зал

музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал

18

11.01 16.25
январь

17

18.01 16.25

чтение худ.
литературы,
беседа, игра
Игра

1

1

Чтение пьесы
музыкальный наблюдение
«Волшебный посох зал
Деда Мороза»
На дворе царя Гороха. музыкальный наблюдение
зал

25.01 16.25

игра,
упражнения

1

В царстве Снежной
королевы.

музыкальный наблюдение
зал

20,
21,
22

01.02 16.25
08.02
15.02

Игра

3

музыкальный наблюдение
зал

22.02 16.25

драматизация

1

Репетиция
новогодней
сказки «Волшебный
посох Деда Мороза».
Играем новогодний
Спектакль
«Волшебный
посох Деда Мороза».

01.03 16.25
09.03
15.03
22.03 16.25

Игра

3

Репетиция весенней музыкальный наблюдение
Сказки «Снегурочка». зал

драматизация

1

29.03 16.25

игра,
упражнения

1

05.04 16.25

беседа, игра

1

Играем
музыкальный наблюдение
спектакль
зал
«Снегурочка»
Театрализованная
музыкальный наблюдение
игра «Как Зима с
зал
Весною встретилась».
Плакала Снегурочка, музыкальный наблюдение
Зиму провожая.
зал

12.04 16.25

чтение худ.
литературы,
беседа, игра

1

Чтение пьесы
«Снегурочка».

музыкальный наблюдение
зал

31

19.04 16.25

беседа, игра

1

32

26.04 16.25

беседа, игра

1

музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал

33

10.05 16.25

игра,
упражнения

1

В царстве царя
Берендея.
Весна идет! Весна
поет! И с ней ликует
весь народ.
Игровой урок.

34,
35
36

17.05 16.25

игра,
упражнения
беседа, игра

2

Воображаемое
путешествие.
Веселые стихи
читаем и слово рифму добавляем.

музыкальный наблюдение
зал
музыкальный наблюдение
зал

23

февраль

19

24.
26

28

март

27

май

30

апрель

29

24.05 16.25

1

28

музыкальный наблюдение
зал

музыкальный наблюдение
зал

3. Организационно-педагогические условия
Кадровые условия
Реализация Программы обеспечена работниками в соответствии с требованиями
ФГОС ДО:
1) укомплектованность педагогическими работниками;
2) уровень квалификации педагогических работников;
3) непрерывность профессионального развития и повышения уровня
профессиональной компетентности педагогических работников, квалификационные
характеристики которых установлены в профессиональном стандарте «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденном приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018г.
№ 298н.
Сведения об образовании и уровне квалификации педагогического персонала
Образование
Квалификационная
Всего
Наименование
категория
работ
Высшее
Среднее
Высшая
Первая с з д
показателей
ников
профессиональное профессиональное
воспитатель

1

1

1

Возрастной уровень педагогических работников составляет:
35-40 лет - 1 человек
Педагог, реализующий Программу, обладает основными, обозначенными в
ФГОС ДО компетенций, необходимыми для обеспечения развития детей от 4 до 7
лет.
Для всестороннего развития детей создана развивающая среда с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особое место
занимают в ней средства реализации Программы - совокупность материальных и
идеальных объектов:
Материально-технические условия:
Реализация программы дополнительного образования осуществляется в
музыкальном зале ДОУ Развивающая среда музыкального зала соответствует
требованиям СанПиН 2.4.1.3049-20, СанПиН 1.2.3685-21, ФГОС ДО и обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности и театрализованной деятельности детей.
Музыкально-спортивный зал - среда эстетического развития, место встречи
ребенка с театром. Простор, яркость, красочность создают уют обстановки.
Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует
реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость
каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:
- Спокойная и доброжелательная обстановка,
- Внимание к эмоциональным потребностям детей,
- Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
29

- Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера
для общения,
- Созданы условия для развития и обучения.
Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкально­
спортивного зала отвечает содержанию спектакля, способствует развитию у детей
художественно-эстетического вкуса, а также создает у детей радостное настроение.
Наполнение:
настольный театр игрушек; настольный театр картинок; теневой театр;
пальчиковый театр; театр бибабо;
детские костюмы для спектаклей; взрослые костюмы для спектаклей; элементы костюмов
для детей и взрослых; атрибуты для занятий и для спектаклей; ширма для кукольного
театра; медиатека;
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность
не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в
гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности,
успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет
организация, пространство театрального помещения. Визуальная характеристика
театрального помещения, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, - важное
условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка,
мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр,
игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. Все, что окружает
детей, во многом определяет их наст роение, формирует то или иное отношение к
предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим
миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора)
и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка, должно
развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический
комфорт.
При организации и оформлении развивающей предметно пространственной
среды следует опираться на следующие принципы:
дистанции, позиции при взаимодействии;
активности, самостоятельности, творчества;
стабильности - динамичности;
эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия
каждого ребенка и взрослого;
сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды;
Учебно-методическое обеспечение:
Программа предусматривает использование на занятиях наглядного материала:
костюмы и декорации;
детские музыкальные инструменты;
различные атрибуты к занятиям (для игр, танцев, мини-сценок, этюдов,
разыгрывания сказок, театрализованных представлений);
наличие кукол для театра и ширмы.
30

Программное оснащение программы
Альябьева Е.А. Что такое театр? Сказки и рассказы для детей. - М.: ТЦ

1.
Сфера, 2021.
2.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры,
упражнения, сценарии. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
3.
Власенко О.П Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные
спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2020.
4.
Грачева Т.А., Деркунская В.А. Театрализованный проект в развитии
эмпатии старших дошкольников. СПб.: Детство-пресс, 2017
5.
Евдокимова Е.Н. Занятия театральной студии в детском саду. М.:
«Планета», 2021.
6.
Князева О.Л. «Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального
развития дошкольников». М.: Мозаика-Синтез, 2003.
7.
Лыкова И.А. Теневой театр в детском саду. Или как приручить тень. М:
Издательский дом «цветной мир», 2018.
8.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для практических
работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999г.
9.
Шорыгина Т.А. Театральные сказки. - М.: ТЦ Сфера, 2021. «Сказкиподсказки».
10.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду 4-5 лет, 5-6 лет,
6-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез,
20212.
11.
Ярославцева И.Б. Кукольный театр для малышей. - М.: ТЦ Сфера, 2018.
12.
Ярославцева И.Б. Театр импровизации для детей. Методическое
пособие. М.: АРКТИ, 2021г.
13.
Ярославцева И.Б. Театральная азбука. Методическое пособие. М.: АРКТИ,
2020г.

31

4. Оценка качества освоения программы
Эффективность проводимой работы с детьми определяется с помощью
диагностической таблицы, которая предусматривает педагогическую оценку
развития навыков театрализованной деятельности. Основа педагогической диагностической таблицы, помогает определить уровень усвоения ребенком знаний
и оценить их по трехбалльной шкале.
Итоговая диагностика развития детей в процессе театрализованной
деятельности основана на методике Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания
- наблюдение - позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные
проблемы, скорректировать дальнейший план, наметить перспективу работы всей
группы и проведения индивидуальных занятий.
Оценка эффективности работы (диагностика)
Мониторинг детского развития проводится в 2 раза в год (в сентябре, мае).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком программы и влияние на развитие ребенка.
В процессе обследования используются методы:
-наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной
деятельности);
-беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями,
занятий по театрализованной деятельности, в процессе индивидуальной работы);
-изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций,
практических действий по театрализации), обсуждение нравственно- этических
ситуаций из художественных произведений или из личного опыта.
-проблемная ситуация.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без
прекращения образовательного процесса. Основным видом контроля на всех этапах
обучения является показ спектакля.
Мониторинг способствует раскрытию творческих способностей детей.
Помогает воспитателю учитывать:
-индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально - личностного развития;
-интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие
любознательности и исследовательского интереса;
-возрастные и полоролевые особенности;
- речевые навыки.
Механизм оценки получаемых результатов.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия,
а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания
спектакля.

32

Разделы
программы
1.Основы
театральной
культуры

Уровни
освоения
программы
Высокий 3
балла:

Средний 2
балла

Низкий 1
балл

2. Речевая
культура

Высокий 3
балла:

Дети 5 - 6 лет:

Дети 6 - 7 лет:

Проявляет интерес к
театральной деятельности;
знает правила поведения в
театре; называет несколько
видов театра.

Проявляет устойчивый
интерес к театральной
деятельности; знает правила
поведения в театре; называет
различные виды театра, знает
их различия, может
охарактеризовать
театральные профессии.
Интересуется театральной
деятельностью; использует
свои знания в
театрализованной
деятельности.

Интересуется театральной
деятельностью;
проявляет, полученные
знания и навыки в
театрализованной
деятельности.
Не проявляет интереса к
театральной деятельности;
затрудняется назвать
различные виды театра.
Понимает главную идею
литературного
произведения, дает
словесные характеристики
своих героев;
интерпретирует единицы
сюжета на основе
литературного
произведения.

Средний
2 балла

Понимает главную
идею литературного
произведения, дает
словесные характеристики
главных и второстепенных
героев; выделяет и
может охарактеризовать
единицы литературного
изведения.

Низкий
1 балл

Понимает произведение,
различает главных и
второстепенных
героев, затрудняется
выделить литературные
единицы сюжета;
пересказывает с помощью
педагога.

33

Не проявляет интереса к
Театральной деятельности;
Затрудняется назвать
различные виды театра.
Понимает главную идею
литературного произведения,
поясняет свое высказывание;
дает подробные словесные
характеристики своих
героев; творчески
интерпретирует единицы
сюжета на основе
литературного
произведения.
Понимает главную идею
Литературного
произведения,
дает словесные
характеристики
всех героев; выделяет и
характеризует единицы
литературного произведения.

Следит за сюжетом,
поддерживает логику
повествования. Знает
главных и второстепенных
героев, самостоятельно
выделяет литературные
единицы сюжета; апоминает,
и пересказывает текст

3.
Эмоционально
образное
развитие

Высокий
3 балла:

Средний
2 балла

Низкий
1 балл

4.Навыки
кукловождения

Высокий
3 балла:

Средний
2 балла

5.Основы
коллективной
творческой
деятельности

Применяет в спектаклях и
инсценировках
знания о различных
эмоциональных
состояниях и характерах
героев; использует
различные средства
выразительности.
Владеет знаниями о
Различных эмоциональных
состояниях и может
их продемонстрировать;
использует мимику,
жест, позу, движение.
Различает эмоциональные
состояния, но использует
различные средства
выразительности с
помощью воспитателя.
Импровизирует с
куклами разных
систем в театральной
деятельности
Использует навыки
кукловождения в работе
над спектаклем.

Творчески применяет в
Спектаклях знания о
различных эмоциональных
состояниях и характерах
героев; использует
различные средства
выразительности.
Владеет знаниями о
различных эмоциональных
состояниях и демонстрирует
их в спектакле; использует
мимику, жесты, движение.
Различает эмоциональные
состояния, использует
различные средства
выразительности
(мимику, жесты, пантомиму)
Импровизирует с куклами
разных систем в работе
над спектаклем.
Использует
Навыки кукловождения в
работе над спектаклем.

Низкий
1 балл

Владеет элементарными
навыками кукловождения.

Владеет элементарными
навыками кукловождения

Высокий
3 балла:

Проявляет согласованность
действий с партнерами,
творческую активность на
всех этапах работы над
спектаклем.
Проявляет согласованность
действий с партнерами в
Коллективной
деятельности.
Пассивен на всех этапах
работы над спектаклем.

Проявляет инициативу,
Согласованность действий с
партнерами, творческую
активность на всех этапах
работы над спектаклем.
Проявляет инициативу,
согласованность
действий с партнерами в
коллективной деятельности.
Не проявляет инициативы,
пассивен на всех этапах
работы над спектаклем.

Средний
2 балла
Низкий
1 балл

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи
демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий:
концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам
дошкольного учреждения, родителям.
Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в
театрализованной деятельности

34

Возрастна
группа
Дети 4 - 5
лет:

Дети 5 - 6
лет:

Дети 6 - 7
лет:

Формы работы

Содержание работы

1. Беседа.
2. Составление
рассказа по образцу об
игрушке.
3. Драматизация.
4. Придумывание
сказок.
5. Чтение
стихотворений
1. Дидактические игры.
2. Чтение
скороговорок.
3. Драматизация
сказок, рассказов.
4. Рассказывание
стихов «руками».
5. Этюды по заданию
воспитателя.

«Что ты видел по дороге в детский сад?», «Твоя
любимая игрушка», «Любимая сказка» «Игрушки»
(С.Ушакова «Развитие речи дошкольников»)
Сказка «Сказка о глупом мышонке»,
Стихотворения А. Барто «Игрушки»
Придумывание окончаний сказок «Курочка Ряба»,
«Колобок»
А. Барто «Игрушки», стихи С.Маршака, С
Михалкова.
«Придумай рассказ, сказку», «Придумай рифму к
слову», «Угадай название», Золушка», «Новая
кукла».
Скороговорки с различными звуками (сонорными,
шипящими)
«Три медведя» Л.Толстого,
«Как собака друга искала», «Репка», «Лисичкасестричка и серый волк», рассказов Л.Толстого,
Е.Чарушина.
Стихи А.С.Пушкина, С. Михалкова Е.Благининой,
А. Барто.
На выражение эмоций, обыгрывание ситуации.
1. Слушание
Слушание классических произведений
музыкальных
(П.Чайковский, Шуберт, Моцарт)
произведений.
Музыкальные сказки, песни из мультфильмов и
2. Драматизация
кинофильмов.
сказок, рассказов.
«Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь»,
3. Чтение
«Снегурочка»
скороговорок.
Рассказы Драгунского, Н Носова.
4. Этюды на
Скороговорки с различными звуками.
выражение эмоций, по «В гостях», «В лесу», «Один дома», «К нам гости
условию.
пришли», «Настроение», «Обида».
5. Составление
«Как я провел выходной день», «Мой лучший
рассказов из личного друг», «Что я видел на прогулке».
опыта.
6. Составление
рассказа по картине.

35

Диагностическая карта
Дата проведения диагностики исследования
на начало года____________
на конец года__________________________
Ф.И.
Основы Речевая Эмоциональ Навыки
Основы
Всего
Урове
ребен театральн культур но-образное кукловожде коллектив баллов нь
ка
ой
а.
развитие
ния
ной
культуры.
творческой
деятельнос
ти
Н.г К.г Н. К. Н.г
К.г
Н.г
К.г
Н.г
К.г
Н. К. Н. К.
г
г
г
г
г г

Начало года:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Конец года:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Анализ исследования

Дата

детей
детей
детей

%
%
%

детей
детей
детей

%
%
%

Подпись

36

5.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Семья для дошкольника - необходимая социальная среда, в которой развивается
личность ребёнка. Важным направлением в организации театрализованной деятельности
является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с
детьми в различных направлениях.
Цель - создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие
в жизни детского сада.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Семья для дошкольника - необходимая социальная среда, в которой развивается
личность ребёнка. Важным направлением в организации театрализованной деятельности
является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с
детьми в различных направлениях.
Цель - создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие
в жизни детского сада.
Основные задачи:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду
и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и
семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и
о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия с семьей
Направления
Формы работы
Взаимопознание и
встречи-знакомства, анкетирование семей, дни открытых дверей,
взаимоинформирование индивидуальные и групповые консультации по темам: «Развитие
творческих способностей детей дошкольного возраста посредством
театрализованной деятельности»; «Здравствуй, театр!»; «Театр дома»;
«Театр для малышей»; «Формирование у детей способностей к
творческому самовыражению и импровизации в процессе театрально­
игровой деятельности», родительские собрания, оформление
информационных стендов, создание памяток, переписка по эл. почте
Непрерывное
родительские и общие детсадовские собрания, мастер- классы, игры
образование
Совместная
участие в создании декораций к детским спектаклям, изготовление
деятельность педагогов, вместе с детьми костюмов, помощь в заучивании текстов, семейные
родителей, детей
гостиные, фестивали, праздники
37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».