Согласовано:
На педагогическом совете
№5 от 23.05.2024 г.
> ^ ^ е Р Д Г|ов г
X
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ №29 «Василёк»
Н.Н. Чермянинова
Приказ от 23.05.2024г. № 92-ОД
Программа
по профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
в МАДОУ №29 «Василёк» на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем
быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня - врач, завтра - банкир и даже президент....
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных
на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека
для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний
ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности,
определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и
педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его
личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор
ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является
первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное
учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в
детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти
элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей,
бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что
именно выполняют они на работе.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у
каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее
соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только
выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него
проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной
деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском
возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде
деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и
знаний в какой-либо конкретной области
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный,
в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно
обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни
людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети
дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и
цели их труда, способы достижения результата.
Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные
действия, труд людей, их профессии.
В составленной нами программе ставится задача знакомства детей с профессиями,
постепенного развития у детей, интереса к труду взрослых, желания трудиться,
воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Для каждой
возрастной группы в программе определены виды и содержание трудовой деятельности
детей.
Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к
последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом
взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия
детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые
(профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально
ориентированные интересы.
Программа по ранней профориентации детей включает в себя четыре блока:
«Знакомимся с профессиями» (младшая группа)
«Путешествие в мир профессий» (средняя группа),
«Как много профессий на свете» (старшая группа)
«Все профессии важны, все профессии нужны» (подготовительная группа).
Содержание этих блоков направлено на знание различных видов профессий, помощь
детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.
1.ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ
•
•
•
•
•
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий,
предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях,
воспитывать интерес и уважение к людям труда;
формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли
современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между
компонентами трудовой деятельности;
закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои
впечатления;
стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей
детей;
воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Задачи работы:
формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых,
простейших трудовых операциях и материалах;
учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу
о людях;
обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей
литературных произведений, которые трудятся;
развивать представления об использовании безопасных способов
выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи работы:
формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
формировать первичные представления о мотивах труда людей;
формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и
описанных в художественной литературе;
учить сравнивать профессии;
учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих
понятный ребенку результат;
знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности,
связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и
нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники,
облегчающей выполнение трудовых функций человека;
формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей
средствами художественной литературы;
систематизировать знания о труде людей в разное время года;
знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов,
мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых,
связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и
содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную,
социальную и государственную значимость,
представления о труде как
экономической категории);
расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
• расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах помощниках человека;
• формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство
продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,
образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Работа
по
ранней
профориентации
дошкольников
строится
с
учетом
следующих принципов:
1.Принцип
личностно
ориентированного
взаимодействия (организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета
особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному,
полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какойлибо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда,
предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не
воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения
работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций,
способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия,
наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя
как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка
формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким
образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата,
саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и
воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми
возможностями региона.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен
системно-деятельностный подход.
Это
обеспечивает
социально-личностную
ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает
эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время
дополнительной образовательной деятельности.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с
педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий.
В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и
познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил
общественного поведения.
Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического
процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения,
обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных
представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по
овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности). Очень важно,
чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и
результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности с взрослым, выполняя
трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные
сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и
расширить приобретенные знания.
•
•
•
•
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых
имеет следующие формы организации:
игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление
атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей,и
плакатов);
выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
экспериментирование.
В программе представлен богатый информационный и практический материал по
организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста на различные
предприятия поселка. Выделены цели, задачи и мотивация для посещения различных
организаций и предприятий, представлен перечень профессий, с которыми могут
познакомиться дети в ходе экскурсии, намечены перспективы по итогам каждой
экскурсии. Программа поможет педагогам обогатить сюжеты детских игр, придать
игровым действиям более глубокий практический смысл, подсказать детям, как правильно
подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли, какие профессиональные
качества присущи представителям выбранной для игры профессии.
Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного
образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии
использования системно - деятельностного подхода. Важно создать максимально
разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого
материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и
чувствовать себя более уверенно.
3. АДРЕСНОСТЬ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ
С учетом территориального расположения МАДОУ № 29 «Василёк» особенностей
взаимодействия со всеми организациями и учреждениями поселка, программа
ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей
детей), так детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение.
4.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка, в
самостоятельной деятельности, во время праздников, развлечений, экскурсий и др.
4.1 Формы реализации
Основными формами реализации разделов программы профориентации детей, являются:
• беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;
• чтение и обыгрывание стихов о профессиях;
• дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;
• просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;
• наблюдения;
Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации детей является
взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы
работы:
• открытый просмотр занятий;
• индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
• тематические родительские собрания, конференции;
• праздники, развлечения;
• анкетирование, опрос.
4.2. Методы обучения:
• Словесные - объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,
чтение детской художественной литературы
• Наглядные - показ, иллюстрации.
• Практические - экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно
бытового труда
4.3. Планируемые результаты освоения образовательной программы по
профориентации:
4 годаимеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.
Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди
определенных профессий.
Проявляет положительное отношение к труду взрослых.
5 летимеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным
профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа; имеет
представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.
6 лет-7 лет
Имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных
профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда; соотносит
результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет обобщенное
представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между
компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве
атрибутов для творческих игр.
Список литературы:
1. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного
возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис, 2003. - 125 с.
5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]:
перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39
с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - наДону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
7. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и
методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В.
Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
8. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
[Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
Приложение 1
Перспективный план работы по профориентации детей дошкольного возраста
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Название мероприятия
Срок проведения
Ответственные
Разработка плана по ознакомлению
детей с профессиями
Октябрь 2024
Старший
воспитатель
Создание странички ранней
профориентации дошкольника на
сайте ДОУ
День самоуправления (приглашение
родителей для представления
различных профессии)
Беседы, чтение литературы,
заучивание стихов о профессиях
Семинар по теме «Особенности
профориентационной работы в
ДОУ»
Создание уголка профориентации в
старших и подготовительных
группах
Семинар - практикум «Сюжетно
ролевая игра как инструмент ранней
профориентации дошкольников».
Конкурс рисунков «Все работы
хороши, выбирай на вкус»
Обновление и дополнение
картотеки дидактических игр «В
мире профессий»
Родительские групповые собрания
«Ранняя профориентация
дошкольника - путь к успеху»
Дидактическое пособие «Календарь
профессиональных праздников»
Презентация тематических папок
«Lapbook» по ознакомлению детей
с выбранной профессией (в рамках
проектной деятельности)
«Парад профессий» - представление
сюжетно- ролевых игр всех групп
Семейные проекты:
«Один день на работе у мамы
(папы)»
Организация фотовыставки Нам
есть кем гордиться»
Октябрь 2024
Старший
воспитатель
Октябрь 2024
Старший
воспитатель
Педагоги
Педагоги
Открытые просмотры
интегрированных занятий по
знакомству детей с профессиями
Выставка рисунков дошкольников
«Когда я вырасту, я буду...»
В течение года
Ноябрь 2024
Старший
воспитатель
Ноябрь 2024
Педагоги
Декабрь 2024
Старший
воспитатель
Декабрь 2024
Учитель-логопед
Декабрь 2024
Педагоги
Январь 2025
Педагоги
Январь 2025
Январь 2025
Старший
воспитатель
Педагоги
Февраль 2025
Педагоги
Февраль 2025
Педагоги
Февраль 2025
Март 2025
Старший
воспитатель
Педагоги
Педагоги
Апрель 2025
Педагоги
18.
19.
20.
21.
22.
Представление проектов по ранней
профориентации дошкольников
Организация проектной
деятельности по ознакомлению
детей с профессиями
Создание банка презентаций для
проведения занятий по
ознакомлению с профессиями
Подбор литературы (методической,
художественной,
иллюстрационного материала) для
осуществления работы по ранней
профориентации детей
Организация экскурсионной работы
(реальных и виртуальных
экскурсий) по ознакомлению детей
с профессиями.
Март-апрель 2025
Педагоги
В течение года
Педагоги
В течение года
Педагоги
В течение года
Педагоги
В течение года
Педагоги